Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Городской центр развития образования"
Ярославль

Дом купца Лопатина на Большой Рождественской в Ярославле

Дом Учителя в Ярославле открылся и в полном объеме развернул свою работу с 1924 года. И в период мирного строительства, и в дни войны, в послевоенные годы, когда бы ни вставала необходимость оказания помощи работникам просвещения, Дом Учителя строил свою работу так, чтобы она всеми своими формами удовлетворяла растущие политические, профессиональные и культурные запросы учителей. Вот краткие важнейшие работы, которые проводил в своих стенах Дом Учителя: систематическое чтение лекций на учебно-воспитательные темы, активная работа членов профсоюза в различных кружках: драматическом, хоровом, сольного пения, физкультурном и др.

С 22 июня 1941 года работа Дом работников просвещения перестраивается. Основное направление – «Все для фронта, все для победы». Курсы по изучению противовоздушной химической обороны (для членов профсоюза и населения района), курсы медсестер, пошив белья, дежурство в госпиталях, организация библиотеки для санпоездов и стационарных госпиталей. В послевоенные годы широко развернулась работа вновь: лектории, чтения лекций на политические, естественно-научные и производственные темы. Лекции читали члены общества «Знание». Литературные композиции, тематические вечера, концерты артистов филармонии и театра им. Ф. Волкова помогали членам профсоюза организованно проводить свой досуг. Развернули работу кружки художественной самодеятельности. При школах были организованы лектории для родителей учащихся. Эти лектории позднее были созданы и на предприятиях. В пятидесятые годы широко развернулась туристско-экскурсионная работа. Были организованы экскурсии и походы по заповедным местам: Пушкинский заповедник, Ясная Поляна, Некрасовские места, по Волге. Для учителей-заочников были организованы посещения планетария, краеведческого музея, музея им. Н.А. Некрасова. В течение нескольких лет проводились велопробеги учителей.

В шестидесятые годы основным направлением работы Дома работников просвещения является повышение идейно-политического и культурного уровня учителей. Был открыт Университет Культуры, работал Клуб интересных встреч. В 1969 году начал свою работу клуб молодых учителей. Семидесятые годы отмечены расцветом художественной самодеятельности. Работают кружки: хор учителей, вокальный ансамбль, эстрадный ансамбль, коллективы сольного пения и художественного слова, ансамбль гитаристов, танцевальный коллектив и агитбригада. Открыт Клуб любителей литературы.

В восьмидесятые годы активно работает Клуб ветеранов педагогического труда. Создан коллектив русских народных инструментов, который развернул широкую гастрольную деятельность. Дом работников просвещения посетили иностранные делегации из ГДР и Финляндии. Большое внимание уделялось работе по повышению профессионального мастерства учителей и пропаганде передового педагогического опыта. В этом направлении проводились: Дни специалиста, Круглые столы, Трибуна передового опыта, чествования заслуженных учителей, вечера встречи коллективов соревнующихся школ. Значимая работа проводилась с малокомплектными школами.

Все годы деятельности Дома работников просвещения активную работу вела библиотека: наглядная агитация, составление рекомендательных списков художественной и педагогической литературы. Многие заочники Педагогического института благодарили работников библиотеки за помощь в подборе и снабжении учебной литературой. Формы работы библиотеки: организация межбиблиотечного абонемента, читательские конференции с авторами книг и поэтами, зрительские конференции по обсуждению постановок театра  им. Ф. Волкова, литературные концерты и вечера.